Хотим привлечь Ваше внимание к лексике, которую предпочитают люди с ограниченными возможностями, когда речь идет об инвалидах. Корректный язык помогает формировать позитивные отношения в коллективе, в котором трудится человек с инвалидностью. Но дело не только в этом. Некоторые привычные всем слова и фразы — по сути ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. И даже если человек считает себя воспитанным и деликатным, не лишним будет прислушаться к рекомендациям о том, что нужно принимать во внимание при общении с людьми, имеющими те или иные формы инвалидности.
Когда вы говорите или пишете об инвалидах
Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы:
|
Избегайте слов и понятий, создающих стереотипы: |
инвалид; |
больной; калека; |
обычный, типичный человек (про не инвалидов) |
нормальный, здоровый человек |
человек, использующий инвалидную коляску; человек на коляске |
человек, прикованный к инвалидной коляске |
врожденная инвалидность; инвалид с детства |
врожденный дефект; несчастье |
имеет ДЦП |
страдает ДЦП |
человек, перенесший полиомиелит; имеет инвалидность в результате полиомиелита; |
страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита; жертва полиомиелита |
человек с задержкой в развитии |
отсталый, умственно неполноценный |
ребенок с задержкой в развитии; медленно обучаемый ребенок |
“тормоз”, слабоумный |
человек с синдромом Дауна; ребенок (дети) с синдромом Дауна |
“даун”; “монголоид”; даунята |
человек с эпилепсией; человек, подверженный эпилептическим припадкам |
эпилептик; припадочный |
душевнобольной человек; |
сумасшедший, псих |
незрячий; невидящий; слабовидящий; инвалид по зрению |
слепой как крот, совершенно слепой |
человек с нарушением слуха; слабослышащий; человек с остатками слуха; инвалид по слуху |
глухой; глухая тетеря |
человек с трудностями в общении |
немой |
10 общих правил этикета
Эти правила используются работниками общественных служб Соединенных Штатов. Они составлены Карен Мейер из Национального центра доступности США.
1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, который присутствует при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку, правую или, что вполне допустимо, левую.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо видит или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснять, к кому Вы обращаетесь и называть себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми людьми. Называть их по имени и обращаться на ты можно только в том случае, если вы хорошо знакомы.
6. Опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее владельце. Инвалидная коляска – это часть неприкосновенного личного пространства человека, который ее использует.
7.Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что Вы поняли, если на самом деле это не так.
8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, и Вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто умеет читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки, закрывающие рот) не мешало.
10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся», – или: «Вы слышали об этом…?» – тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Если Вы сомневаетесь, как правильно себя вести в той или иной ситуации, положитесь на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его: ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Главное, если Вы стремитесь быть понятым – Вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, поможет наладить общение и разрядить обстановку.
Относитесь к другому человеку так же, как к самому себе, и точно так же его уважайте. Тогда все будет хорошо.
Источник: http://aupam.narod.ru
Один комментарий
Андрей Муромцев
У меня сложный инсульт VISA 4276 6725 0376 8702 Нужна денежная помощь. Возьму любую сумму. 1000 рублей. Надо жить. Спасибо. muromtzev1960@mail.ru